Ведомости,
29 октября 2013 г.
Агрострахование: выводы на будущее 1050 просмотров
Пришло время подвести определенные итоги действия системы агрострахования с государственной поддержкой, впервые введенной в России профильным законом о сельхозстраховании №260-ФЗ с 1 января 2012 года. Данная система существует немногим более полутора лет. Заложенная законом модель мультирискового страхования предполагает, что компенсируется ущерб, нанесенный аграрию в случае гибели более 30% посевов. Это общепринятый в мире показатель катастрофической гибели, соответствующий критериям ВТО (п. 8 Приложения 2 к Соглашению о сельском хозяйстве ВТО).
Объем полученного урожая оценивается по отчетности, которую крестьяне предоставляют в конце года. Соответственно, система отработала только один полноценный цикл сельхозпроизводства: были заключены договоры страхования, оценены и оплачены убытки, нанесенные яровым культурам, которые были посеяны и убраны в 2012 году. Данные, полученные за столь короткий период, не могут служить основанием для радикальных изменений системы. Тем не менее, за это время обозначились контуры основных проблем, препятствующих развитию агрострахования. Это и плачевное состояние сети метеостанций в регионах, и расцвет коррупционных практик при выделении средств субсидии, и избыточность бюрократических процедур в организации субсидирования сельского хозяйства, причем не только в разрезе страхования. Но самой острой проблемой, которую можно вынести на первое место, является необходимость системной оценки рисков современного сельского хозяйства с учетом региональной специфики, без которых адекватная работа агрострахования просто невозможна. Отсутствие таких данных объясняется тем, что реальное классическое агрострахование в прошлом не играло никакой роли в компенсации потерь в растениеводстве. Выплаты аграриям осуществлялись преимущественно по факту наступления катастрофических потерь, по каналам бюджетной помощи и исходя из возможностей бюджета. Переход к управлению рисками требует существенной перестройки подходов как со стороны аграриев, так и органов АПК. Данные первого с начала действия Закона №260-ФЗ полного сельскохозяйственного цикла таковы. При страховании яровых культур 2012 г. страховые компании-члены НСА заключили около 1,8 тыс. договоров страхования урожая на площади около 5,5 млн. га, что составило 11% от площади ярового сева в стране. По ним была начислена страховая премия около 3,2 млрд. рублей, из которой оплачено было 3,1 млрд. рублей. По завершению сезона аграрии предъявили свыше 500 заявлений о страховых случаях по данным договорам на сумму почти 2,0 млрд. рублей. Почти 400 заявлений были признаны страховыми случаями, выплаты составили около 1,6 млрд. рублей – то есть, страховщики оплатили 80% от суммы потерь, заявленных аграриями. Следует отметить, что по данным министерства сельского хозяйства РФ общий ущерб аграриев по прямым затратам в 2012 г. составил 14 млрд. рублей, при этом из федерального бюджета на компенсацию потерь было выделено 6 млрд. рублей. Таким образом, совместно бюджет и страховщики – члены НСА выплатили 7,6 млрд. рублей, а доля компаний НСА в общей компенсации убытков аграриям на уровне 21% в два раза превышает удельный вес застрахованных ими посевов, что свидетельствует о том, что система агрострахования все-таки работает. Что нужно для того, чтобы она стала эффективнее? Анализ, проведенный НСА, показал, что основной причиной отказов в страховой выплате (более трети) является недостижение требуемого законом №260-ФЗ порогового критерия утраты урожая. Это означает, что для российских аграриев является экономически существенной и даже критичной потеря меньшей доли планируемого урожая. НСА поддерживает предложение по снижению данного порога, но при условии соответствующей научно-обоснованной корректировки размера тарифных ставок и ставок субсидирования. Вторая по частоте причина отказов в выплате связана с тем, что страховое событие наступило до начала срока действия договора – это означает, что аграрии игнорируют необходимость страхования в классической форме. Многие просто не готовы заключить договор и внести полностью страховой взнос до того, как признаки засухи или иного бедствия становятся очевидными. Эта практика также уходит корнями в то, что в прошлом имело место в виде псевдостраховых схем освоения субсидий. На утрату посевов в результате событий, не предусмотренных законом о сельхозстраховании, приходится 16% отказов. 13% – на события, которые не удалось подтвердить в установленном правилами порядке. Закон очевидно следует корректировать в части перечня покрываемых рисков, при этом должна быть учтена региональная специфика и пересчитаны тарифы. Очевидно, что ни одна из перечисленных выше проблем не связана с тем, что работающие в системе страховщики конкурируют между собой, с формой их собственности или с недостатком капитала. В связи с этим не представляется целесообразным какое-либо радикальное реформирование системы, предполагающее расходы госбюджета на административные меры. Мировая практика показывает, что опора на государственный ресурс в организации агрострахования обычно является вынужденным явлением, когда на рынке нет коммерческих компаний, готовых взять на себя эту задачу. В России есть состоявшийся национальный страховой рынок, основанный на частных компаниях, большинство из которых имеет собственную практику работы с агрорисками. Что касается капитала, то сегодня собственные средства компаний, входящих в Национальный союз агростраховщиков, в сумме достигают порядка 150 млрд. рублей. Этого достаточно, чтобы принимать риски сельского хозяйства России, которые, напомним, в самый катастрофический 2010-й год составили 42 млрд. рублей. При этом у большинства крупнейших игроков агрострахование занимает относительно небольшую часть портфеля, и портфели защищены перестрахованием в известных международных компаниях. В случае создания государственной компании, обладающей сопоставимым ресурсом с тем, что располагает страховой рынок РФ, государству потребовалось бы в десятки раз увеличить ресурсы, направляемые сегодня на агрострахование. В экономическом смысле это крайне неэффективное решение. Единственно правильный путь – корректировка действующей системы совместными усилиями всех заинтересованных сторон: органов власти, страховых компаний и аграрного сообщества. Исходя из этого, НСА продолжит работу над развитием системы во взаимодействии с законодателями, министерствами и ведомствами и ведущими отраслевыми союзами сельхозтоваропроизводителей.
Корней БИЖДОВ, президент Национального союза агростраховщиков
Вся пресса за 29 октября 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Выплаты, Регулирование, Агрострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
9 июня 2025 г.

|
|
IT Channel News, 9 июня 2025 г.
«Ренессанс Жизнь» перевела продающие подразделения и сервисный контакт-центр на российскую платформу Naumen Contact Center

|
|
Известия, 9 июня 2025 г.
Черная смета: банки раскритиковали закон о маркировке звонков

|
|
Коммерсантъ, 9 июня 2025 г.
Страховщики разошлись по жизни

|
8 июня 2025 г.

|
|
IvanovoNews, 8 июня 2025 г.
В Ивановской области существенно выросло число аварийных водителей

|
|
ГТРК Нижний Новгород, 8 июня 2025 г.
Банда из 43 нижегородцев пойдет под суд за мошенничество с автостраховками

|
|
Smolnarod.ru, Смоленск, 8 июня 2025 г.
Сотрудники банка навязали смоленскому пенсионеру невыгодный договор

|
|
Коммерсантъ, 8 июня 2025 г.
В Новороссийске с виновников ДТП взыскали полмиллиона рублей за убытки городу

|
|
Sputnik Южная Осетия, 8 июня 2025 г.
Едем в Россию: что нужно знать автовладельцам Южной Осетии перед поездкой на авто

|
|
Sputnik Южная Осетия, 8 июня 2025 г.
Требование ОСАГО: водители из Южной Осетии жалуются на проверки и штрафы на границе

|
7 июня 2025 г.

|
|
РБК.Приморье, 7 июня 2025 г.
Приморье – в лидерах страны по безаварийному вождению

|
6 июня 2025 г.

|
|
Банки.ру, 6 июня 2025 г.
Страховые компании «Югория» и «Гайде» объединились. Что делать клиентам: памятка для пользователей Банки.ру

|
|
РБК (RBC.ru), 6 июня 2025 г.
Франшиза, массаж и прямые договоры: как бизнесу оптимизировать ДМС

|
|
РБК (RBC.ru), 6 июня 2025 г.
Медицинское страхование: что изменится в 2025 году

|
|
РБК (RBC.ru), 6 июня 2025 г.
Рекомендовано вылечить

|
|
РБК (RBC.ru), 6 июня 2025 г.
Unit Linked по-русски: сможет ли ДСЖ перевернуть рынок страхования жизни

|
|
Интерфакс, 6 июня 2025 г.
Страховщики рассказали, опасен ли вирус коксаки

|
|
Эксперт Online, 6 июня 2025 г.
Автокаско отъехало за новыми машинами

|
 Остальные материалы за 6 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|